Что такое ЧПУ?

Что такое ЧПУ?

ЧПУ – это аббревиатура от «человеко-понятный УРЛ» (от англ. URL). Веб-адрес страницы сайта, удобный для восприятия человеком, а также система методов построения таких адресов. Концепция подразумевает не только создание «красивых» и читабельных УРЛ-ов, но и позволяет повысить релевантность страниц вашего сайта, о чем и поговорим далее.

Давно известно, что поисковики лучше ранжируют страницы, которые в своем адресе содержат ключевые слова, что является немаловажным инструментом для оптимизации и улучшения релевантности страниц сайта.

Но, хочу сразу заметить, что оптимизируя уже раскрученный веб-ресурс путем внедрения ЧПУ, вы тем самым «потеряете» уже проиндексированные страницы и продвижение сайта потребуется начинать с нуля. Не говоря уже о том, что придется «переколбасить» всю архитектуру сайта, да еще и с 301 редиректом на «новые» ссылки.

Концепция ЧПУ предполагает максимально интуитивно-понятные и лаконичные адресы, показывающие естественную для понимания человека структуру данных на сервере, а не ее программный интерфейс с модулями и параметрами. Структуру представляют, как правило, в виде иерархии как в обычной файловой системе, привычной пользователю. Например: «mysite.ua/stati/sovety/kak-dostat-soseda» говорит нам о том, что мы находимся на странице «kak-dostat-soseda» в разделе «stati» и подразделе «sovety».

К сожалению, большинство разработчиков не заморачиваются над этим. Типичный пример адреса имеет вид: «mysite.ua/?a=stati&b=sovety&c=kak-dostat-soseda». Такой адрес понятен создателю сайта, но никак не конечному пользователю. К удивлению, этот пример еще не так и плох, так как содержит в себе ключевые фразы. Но часто бывает так, что вместо понятных слов URL состоит лишь из id разделов либо других «авторских кодировок».

Также минусом данного метода является значительная его длина, которая может не помещаться полностью в адресную строку, создавая дополнительные неудобства. В итоге УРЛ становится не удобным и непригодным для человека.

Достоинства ЧПУ для посетителя очевидны:

– подобные адреса можно легко запомнить, записать или продиктовать кому-то по телефону, если возникает такая необходимость;

– они хорошо ранжируются поисковыми системами, особенно если содержат в себе ключевые слова;

– чтобы перейти вверх по иерархии достаточно удалить часть пути в адресной строке;

– в адресе отсутствует техническая информация, а значит, ее нельзя использовать для взлома, что добавляет +1 к «карме» вашего сайта;

– они могут служить в качестве навигации, если информация в адресе четко структурирована и понятна пользователю, а значит, это не составит большого труда переходить между разделами сайта, внося коррективы прямо в адресную строку;

– видя ссылку, уже по ее содержимому можно заранее предугадать в какое место на сайте мы попадем, перейдя по ней;

– если посетитель уже был на ресурсе и набирает адрес вручную, то он сразу может обратиться к нужной странице, предлагаемой браузером из истории предыдущих запросов.

Недостатки, скорее излишки метода:

– увеличение затрат ресурсов сервера, хоть и незначительных, на обработку запроса;

– усложнение настройки сайта, связанное с необходимостью вмешательства в конфигурационные файлы веб-сервера.

Напоследок хочу поговорить о том, в какой языковой раскладке стоит писать ЧПУ. Метод поддерживает использование кириллицы, но многие браузеры переводят его в странный код, состоящий из кучи «%» и непонятных символов. Поскольку это в корне меняет все дело, я рекомендую писать УРЛ-ы исключительно на латинице.

Разобравшись с раскладкой, возникает другой логический вопрос: «Использовать транслит с кириллицы или английские слова?» Если вы напишете название страницы по-английски, то никакого бонуса вашему сайту это не придаст. URL: «mysite.ua/articles/tips/how-to-get-a-neighbor» не очень хорош. Не стоит забывать о том, что адрес создается в первую очередь для пользователя, который попросту может не знать английских слов. А отсутствие в названии продвигаемых ключевые фраз наоборот усугубит ситуацию в оптимизации, и как следствие – в продвижении.

ЧПУ может быть и лишними, если у вас, например, закрытый корпоративный портал, где вся работа осуществляется только авторизированными пользователями. А для всех, в том числе и для поисковых ботов, доступ закрыт. Также ЧПУ будет излишеством и для панели администрирования.

Подводя итог, хочу акцентировать внимание на том, что реализацию ЧПУ следует закладывать еще на стадии проектирования сайта. А в случае, когда он уже раскручен и имеет высокие позиции в ТОП-е, следует неоднократно подумать о том, будет ли оправдано внедрение ЧПУ для такого сайта.

14.11.2014
Андрей Турченко
Всего: 55369 Сегодня: 22
Programing & Design by: © DOHC. Powered by: © DoNS 1.7. 2014-2024. Разработка сайтов